Рецензия на выступление театра в ЦДРИ

Сколько все-таки хороших вещей мы узнаем совершенно случайно, отнюдь не по собственной инициативе. Например, на спектакль детского оперного театра я бы по своей воле ни за что не пошел. Во-первых, я театр вообще не очень-то люблю, а оперу в особенности. Во-вторых, вот вам что представляется при словах «детский самодеятельный театр»? Мне – нечто вроде школьного утренника, только труба повыше и дым погуще. А детский _оперный_ театр? Вот именно, ой-ей-ей. Однако же бабушка раздобыла два приглашения, и предложила пойти нам с Ольгой. А ребенка надо это, тово… приобщать. Опять же, обещали «Орфея и Эвридику» Глюка. Ну конечно, какой там будет «Орфей»… но все-таки хорошую музыку послушаю. Короче, я пошел.

В общем и целом, я в восхищении. Чуть ли не в первый раз в жизни пожалел, что не было при себе цветов. Хотя, с другой стороны, я бы и не знал, кому их подарить: букет-то один, а достойных много! Когда под звуки увертюры на сцену выбежали девочки в гимназических платьях и стали рассаживаться по местам, я подумал, что этим девочкам уже многое можно простить. Это одна из причин, по которым я не люблю оперы: когда герой-любовник давно разменял пятый десяток и больше похож на Карабаса-Барабаса, а прекрасная Эвридика обладает комплекцией снежной бабы, и вообще, «чтобы получить роль Снегурочки, надо дожить до возраста Бабы-Яги», что-то мешает мне поверить в эту латынь. Нет, я понимаю, редко такое бывает, чтобы Бог дал сразу и голос, и красоту, и требовать этого смешно, однако же когда полная сцена юных девушек небесной красоты с небесными голосами – это действительно впечатляет.

Потому что голоса – да, нормальные, хорошо поставленные оперные голоса. Без дураков, без всяких скидок на «детскость» и «самодеятельность». Этот театр вообще-то вырос из детской хоровой студии, а когда детки подросли, года три назад, директор выбил школе статус «муниципального театра». Администрация Балашихи, где он обретается, этим театром ужасно гордится. Конечно, моя матушка, Сэнта или Иллет лучше сумели бы оценить, насколько там голоса хорошие или не очень. Но я слушатель непрофессиональный, поэтому у меня подход простой, как у поручика Ржевского: голос есть? Значит, хороший! Я, в общем, оцениваю по тому, что пели они легко, без усилий. Знаете, как бывает: вроде и не лажает певец, а как будто по канату без страховки идет - сидишь и трясешься: вот сейчас, вот сейчас сорвется! Вот этого – не было вовсе.

Да, между прочим, пели на русском. По-моему, для детского театра из Балашихи естественно петь на русском – но это сейчас совершенно не модно, тем более, что все ведь целятся ездить за рубеж (ну да, и эти тоже ездят регулярно). Нет, понятно, что там и без слов все понятно, и вообще, все культурные люди либретто и так читали, а легенду об Орфее так вообще наизусть знают. Но тем не менее мне на русском как-то больше нравится.

Но мало того, что они пели. Они – играли. А то у профессиональных оперных певцов частенько встречается, что он поет, как глухарь на току: есть я и мой голос, все остальное похрен. А девочки по-настоящему играли легенду об Орфее. Особенно Орфей был хорош – Нина Зазиянц, стоит запомнить это имя. Потому что это таки был Орфей, влюбленный и страдающий, скорбящий и впадающий в отчаяние, без ходуль и дешевой театральности. Очаровательный был Амур – этакий чертенок в черном костюме и цилиндре, с белыми крыльями за спиной, лукавый божок, «не бог, но демон». И Эвридика – нежная дева со средневекового полотна, дитя, не знающее и не желающее понимать ничего, кроме своей любви. Да все были хороши и убедительны – и когда из-под строгих гимназических платьев вырвались алые крылья фурий, поверилось сразу и безоговорочно.

Кстати, костюмы и эта… как ее… сценография, что ли, - очень хороши. Нет, понятно, что у театра есть спонсоры, но при отсутствии ума и вкуса и с большими деньгами можно такого натворить, что отворотясь не насмотришься. А тут все просто и сдержанно – не бедно, но умеренно. Гимназический класс, в котором ученицы готовятся ставить «Орфея», изображается дюжиной деревянных стульев – а потом эти стулья превращаются, во что надо: хочешь в оружие фурий, хочешь в мостик над пропастью – и знаете, когда фурии размахивают стульями, это совсем не смешно, хотя звучит смешно. Ну, и гимназические платья, которые преображаются легким движением руки. И газовые шали – одеяния теней Аида, они же цепи Амура. И еще венки. Все. Меньше, чем на любой современной игре – но этого вполне достаточно.

Фотографий со спектакля у меня нет – не фотографировал, извините. Во-первых, не хотелось по людям вспышкой хреначить, настрой сбивать и все такое, а во-вторых, как-то и не до того было, чтобы за фотоаппаратом лезть. Спектакль шел час (опера в сокращенном варианте), весь час я смотрел, не отрываясь. А это они на поклонах.

Вот это – Орфей и Эвридика.

Вот это – Амур

Вот все вместе (справа, я так понял, их режиссер, С. Григоруца, но могу и ошибаться).

В общем, это было великолепно. У них, кроме «Орфея», есть еще мюзикл «Фантазии в городском саду» по песням Дунаевского. Это я бы тоже послушал, люблю Дунаевского, да и «Орфея» посмотрел бы еще раз – это надо видеть, господа! Особенно слышать.

«Аплодисменты «Орфею»

«Аплодисменты «Орфею»

Пятый сезон музыкального театра юного актёра «Орфей» начался с побед:

  • · город называет театр лауреатом муниципальной премии
  • · второй областной театральный фестиваль «Долгопрудненская осень» объявляет лучшим музыкальным спектаклем «Дидону и Эней» - премьерный спектакль «Орфея»
  • · Международный Дом Музыки предоставляет опере «Дидона и Эней» свою сцену
  • · «Дидона и Эней» приглашена на Фестиваль «Первый полёт» г. Москва.

Театр молод. Ему всего 4 года и в его репертуаре уже 4 спектакля, каждый из которых достоин отдельной статьи.

  • · «Фантазии в городском саду»

Всеобъемлющая и вечно молодая музыка И.Дунаевского, новые интонации её и стильная пластика никого не оставляет равнодушным.

Театр становится победителем 2-го Московского театрального фестиваля «Пролог 2005».

  • · опера-миф «Орфей и Эвридика»

- 2006 год – спектакль получает диплом Всероссийского фестиваля детских театров «Синяя птица» им. Н.Сац

- 2007 год – признан лучшим музыкальным спектаклем на Областном театральном фестивале «Долгопрудненская осень».

- спектакль был удостоен чести представлять музыкальную Россию на 9-м Всемирном театральном фестивале в Германии г.Линген.

- обновлённой лексике классического «Орфея» аплодировала страна Восходящего Солнца на театральном форуме в Японии, август 2007г.

  • · «В лабиринтах времени»

Театральный маскарад в стиле «Ретро», где всё сплетено и зрителю трудно определить, что это – танцующие певцы или поющие танцоры, настолько всё одинаково сильно и стильно. Зрители аплодируют и не торопятся уходить.

  • · И, наконец, «Дидона и Эней»

Богатые пластикой красочные оперные картины в стиле барокко и вне времени одновременно, как вне времени и главные темы опер: дом, предназначение, одиночество и любовь.

Главные соавторы всех спектаклей театра Вечность и Время: то, что происходит на сцене «всегда сегодня, даже если это было глубоко вчера». Античные одежды появляются в современных мюзиклах, а стильные находки современных театральных костюмов украшают старинную пастораль.

Репертуар от опер до мюзиклов контрастен, но удержан на высокой ноте.

Об уровне мастерства свидетельствуют многочисленные лауреатства и год от года расширяющиеся гастрольные поездки: Франция и Германия, Англия и Испания, Италия и Япония, где театр не переставал удивлять, а публика удивляться.

Юные актёры играют и работают по-настоящему без всяких скидок на возраст – это мнение зрителей.

А что думают сами ребята?

«Мама решила устроить мне сюрприз, увидела объявление о кастинге и привела меня сюда. И я очень этому рада», - Оля Земскова, 10 лет.

«Всё свободное время я провожу в театре», - Ольга Саранчук, 16 лет

«Когда я первый раз вышел на сцену, то очень нервничал, ноги не слушались, голос дрожал, но в итоге всё было отлично», - Карлен Каграманов, 15 лет.

А Лена Романькова вспоминает свой дебют: «Я исполняла роль Эвридики в спектакле «Орфей и Эвридика», это была моя первая большая роль, всё прошло удачно, но когда занавес закрылся, ко мне за кулисы вбежал папа с цветами и со слезами на глазах. Мой микрофон не был выключен и зрители, оставшиеся в зале услышали много всего интересного!»

Вот такие они – мечтательные, озорные, одухотворённые, словом, очень разные юные актёры театра «Орфей». Они любят своё театр и приглашают в него своих друзей, ведь двери театра открыты для всех: надо просто прийти и попробовать свои силы.

Уникальность театра в том, что здесь учатся и поют дети от 3-х до 17 лет, а вот зрители и поклонники – от 3-х лет и до тех, кому «за 30-ть».

Приходите и убедитесь сами!

Именно для вас театр продолжает 3-й год подряд свой театральный абонемент. Именно для вас в театре работают профессионалы высокого класса: режиссёр по пластике М.Матаев, главный художник М.Обрезков, художественный руководитель, Заслуженный работник культуры России А.Копачинская и другие.

Есть такой афоризм: все виды искусств учат главному – искусству жить на Земле, и театр учит не развлекать, а увлекать, делая главным персонажем всех своих спектаклей сотворчество зрителей и актёров.

Может быть именно поэтому после спектаклей театра «Орфей» в зале всегда становится чуть больше света, даже если софиты уже выключены…

Зав.литературной частью театра

Любовь Арсентьева